Оккупационный режим – итог планомерного проведения государственной политики нацистской Германии. Система мероприятий оккупационного режима разрабатывалась заранее, ещё до нападения на Советский Союз.
Главные его принципы и направления были представлены Гитлером в секретном меморандуме «Некоторые мысли об обращении с населением на Востоке» от 25 мая 1940 г. В нём говорилось, что захваченные восточные территории нужно рассматривать как объект колонизации и германизации. Оккупационная политика, говорилось в меморандуме, должна была быть направлена на то, чтобы превратить активную массу населения в полуграмотных рабов.
Беларусь была оккупирована в течение июня – августа 1941 г. Фашисты ставили своей целью ликвидировать национальную государственную независимость, превратить нашу республику в аграрно-сырьевой придаток и колонию империалистической Германии. Они поделили территорию Беларуси.
Для проведения своей политики гитлеровцы создали айнзацкоманды, зондеркоманды, тайную полевую полицию, полицию безопасности, фельдкомендатуры, орткомендатуры, жандармерию и другие карательные органы. Вся неограниченная власть на оккупированных районах принадлежала немецким военным полевым и местным комендантам.
С приходом немецко-фашистских захватчиков сразу восстановилось административное деление, которое существовало ранее, начали действовать гмины. Войтом гмины в Свислочи стал фолькс-дойче Функе, комендантом – сержант Абвёсла. Самые жестокие полицаи были Акрутны и Клэк. Через месяц была установлена оккупационная немецкая администрация, гмина была переименована в комиссариат. Первым немецким комиссаром стал гитлеровец фон Оденбах. Он занял для своего жилья лучший двухэтажный дом в центре Свислочи, туда была свезена лучшая мебель свислочских евреев и всё что ему нравилось. Евреев свезли в район пришколка, теперь улица Мельнова, ул. Комсомольская, ул. Горького до ул. Новая. Там было создано гетто - изолированное и строго охраняемое место. С собой евреи могли взять только самое необходимое. Заключённым евреям приходилось выполнять самую тяжёлую и опасную работу, за малейшую провинность – расстрел. Специально для евреев был введён отличительный знак – жёлтая шестиконечная звезда на левой стороне груди и плеча. Им было запрещено появляться на рынках и в общественных местах, пользоваться транспортом. Разрешалось ходить только по проезжей части и только по одному. Еврейскую молодёжь отбирали и направляли в рабочий лагерь в г. Волковыск. На оставшихся жителей гетто накладывали контрибуцию.
Не мог не запомниться свислочанам день 2 ноября 1942 г. Едва только стало рассветать, немцы выгнали евреев на улицу, не дав опомниться, приказали построиться в колонну. В основном это были дети, женщины, старики. Колонна двинулась в сторону урочище Вишевник. Жертвам приказали раздеться до белья. Затем взрослых ставили по 10-15 человек в ряд на краю ямы и расстреливали из винтовок, детей убивали прикладами. Экзекуция началась около двух часов дня и продолжалась до позднего вечера. Кого не успели уничтожить в первый день, загнали на ночь в подвал и продолжили кровавую расправу утром следующего дня. Это место стало последним пристанищем 1536 человек.
Переводчицей почти до конца оккупационного режима служила бывшая гимназистка Зоя Дода, отец которой, в прошлом был учитель, продавал свезенное с еврейских домов имущество: подушки, постели, перины. Как ни странно, перед отступлением немцы расстреляли и отца, и дочь, которые им верно служили. Видно слишком много они знали о преступлениях оккупантов.
Жестоко расправлялся с жителями района 322-ой немецко-фашистский полицейский батальон. 23 июля 1941 г. они разместились в усадьбе Беловежа, в бывшем царском дворце. Беловежа стала резиденцией немецкой округи, где действовал карательный батальон № 322. Первым и главным заданием карателей – было выселение людей из деревень, которые находились в пуще и ликвидация этих населённых пунктов.
2 августа 1941 года вместо батальона 322 сюда прибыл другой батальон под номером 323. Именно этот отряд осуществил на Свислочской земле страшное, жестокое и кровавое злодеяние, замучивши в карьере возле д. Гаркавщина 44 жителя деревень Незбодичи и Качки в июне 1942 года.
Одновременно в Беловеже действовал отряд жандармерии, подсобной полиции, состоящей из местного населения, кроме этого, действовали посты лесной охраны, насчитывающей 10-30 человек. Все эти немецкие силы и охраняли пущу от партизан и наводили страх на местное население.